Антитеррористическая защищенность объектов в зависимости от присвоенной им категории (согласно Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») обеспечивается путем разработки и реализации комплекса мер по оснащению современными инженерно-техническими средствами, в том числе средствами досмотра, с целью обеспечения безопасности функционирования объекта, своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта.
Основные требования к антитеррористической защищенности объектов изложены в Постановлениях Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», например, № 176 в сфере культуры, № 202 объектов спорта, № 8 Министерства здравоохранения РФ, № 1006 Министерства просвещения РФ, № 1421 Министерства науки и высшего образования РФ и ряда других, в которых говорится, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).
Ранее из-за отсутствия единой терминологии в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) у субъектов антитеррористической деятельности возникали затруднения по выбору систем досмотра с целью идентификации проноса тех или иных опасных предметов и веществ.
Для устранения указанного недостатка 15 февраля 2023 года введен в действие ГОСТ Р 70620-2022 «Антитеррористическая защищенность. Термины и определения», в котором приводятся определения и термины, применяемые при осуществлении деятельности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и минимизации последствий проявления терроризма субъектами этой деятельности.
Некоторые из этих определений приведены далее:
Итак, основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами досмотра, охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
Для предотвращения проноса на охраняемый объект оружия, взрывчатых и отравляющих веществ применяются стационарные металлодетекторы и переносные (ручные) металлоискатели, стационарные и переносные рентгенотелевизионные установки (интроскопы), системы радиационного контроля, газоанализаторы паров взрывчатых веществ, детекторы опасных жидкостей и др. устройства.
Пропускной режим на некоторых объектах может быть организован с помощью контрольно-пропускных пунктов (КПП), на которых устанавливаются турникеты, ворота, шлагбаумы и прочие устройства. На отдельных участках периметра объектов следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах – противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему въезда. При досмотре транспорта применяют ручные устройства или автоматизированные комплексы, позволяющие обнаружить подозрительные предметы (сканеры досмотра днища транспортного средства, комплекты досмотровых зеркал, сканеры скрытых полостей и пр.)
Оснащение объектов комплексом инженерно-технических средств по обеспечению антитеррористической безопасности выполняется на основании акта обследования и категорирования объекта. Выбор и оснащение объектов инженерно-техническими средствами конкретных типов определяются в техническом задании на их проектирование.
С 1 июля 2024 года Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» устанавливается уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий.